Главная - Зарубежные архитекторы модернисты - Маэкава, Кунио

Новые заметки:




Маэкава, Кунио

О модерне - Зарубежные архитекторы модернисты

маэкава, кунио

Кунио Маэкава (яп. Маэкава Кунио?, 14 мая 1905 — 27 июня 1986) — японский архитектор, представитель модернизма, занимает видное место в современной японской архитектуре. Ученик Ле Корбюзье. Известен как проводник архитектуры современного направления и современных строительных технологий в Японии. Годы творческой активности: 1932—1986. Творческое наследие Маэкавы - это в основном крупные общественные здания, — музеи, культурные центры, концертные залы, школы, библиотеки. Характерные особенности его манеры — это применение пластичного архитектурного бетона, больших поверхностей остекления и облицовка наружных стен глазурованной керамической плиткой. Из наиболее значительных работ — здание токийского Метрополитен Фестиваль-Холла, расположенное на территории культурного парка Уэно, в центре Токио.

Биография

Кунио Маэкава родился 14 мая 1905 г. в Ниигата, на северо-западной оконечности о. Хонсю. Он был старшим из трёх сыновей, семьи обоих его родителей, матери и отца, имели самурайские корни. После переезда в Токио, семья жила в токийском районе Хонго, где Маэкава посещал элитные школы и где в 1918 г. закончил среднюю школу — ускоренным курсом, пропустив пять лет образования. В 1925 г. он заканчивает колледж. С 1925 по 1928, заметно одарённый, Маэкава изучает архитектуру в Токийском университете. В качестве академического проекта Маэкава представил футуристический проект радиостанции в 10 киловатт — для Японии это было новаторским предложением, поскольку радио здесь появилось всего тремя годами раньше, в 1925 г. Его дипломная работа включала также эссе о швейцарском архитекторе Шарле-Эдуаре Жаннере, известном как Ле Корбюзье.

После окончания университета Маэкава отправляется в Париж, где устраивается чертежником-стажером в мастерскую Ле Корбюзье. С Корбюзье он проработал два года — с 1928 по 1930, в течении которых принимал участие в таких проектах его мастерской, как Мунданеум (Cité Mondiale) для Женевы, жилая ячейка «дом-ситроен» и др. Пробовал он свои силы и самостоятельно, в различных архитектурных конкурсах, отрабатывая проекты в тщательно изготовленных макетах.

После возвращения в Японию Маэкава работает какое-то время (с августа 1930 по 1935) в проектной мастерской Антонина Рэймонда (Antonin Raymond), архитектора, сотрудничавшего в частности, с Фрэнком Ллойдом Райтом, при проектировании Империал-отеля. В бюро Рэймонда Маэкава не только выступал членом команды, трудясь над общими проектами, но выполнял и самостоятельные работы. Его первый оригинальный проект — здание Промышленно-исследовательского центра Кимура (Kimura Industrial Laboratory) в Хиросаки, Аомори, над которым он работал в 1932—1934 гг.

В 1935 году Маэкава ушел от Рэймонда и создал собственное бюро Mayekawa Associates, в токийском районе Гиндза. Среди его проектов в это время — Мемориал Холл для международного конкурса здания Лиги Наций (1937), а также жилой блок для сотрудников Коммерческого банка Како в Шанхае (Kako Commercial Bank, 1939) — самый крупный реализованный им проект в период 30-х годов. Спроектировал он в этот период и несколько частных домов, в том числе дом, построенный для себя (1942). Его строительство осуществлялось с финансовой помощью отца Маэкава. В этой простой деревянной постройке, внешне напоминающей простой крестьянский дом, архитектор осуществил идею piloti, открытых несущих стоек внутри дома, — с целью создания двухсветного пространства, на манер того, что он видел у Ле Корбюзье, в его проекте «дома-ситроен». Позже этот дом был разобран и вновь установлен в культурном парке Уэно, в Токио.

После девяти лет ведения дел из своего домашнего бюро, Маэкава открыл в Токио, в районе Ёцуя (Yotsuya), офис под названием Maekawa Institute of Design (MID) Sekkei Kenkyujo (1944), сокращенно MIDO Dojin или «Коллегия MIDO». Когда в 1945 году офис был разрушен в результате бомбардировки, Маэкава перебрался обратно в свою домашнюю мастерскую. Во время войны Маэкава выполнял преимущественно утилитарные проекты для военных — художественная их ценность была невысокой.

В 1946—1947 гг. Маэкава спроектировал здание для фирмы Kinokuniya Bookstore, в Синдзюку, районе Токио. Это был первый из последующих 30 проектов, которые он выполнил для этого заказчика. С 1947 по 1948 годы архитектор работал над проектом госпиталя университета Кэйо (Keio University). Несмотря на размеры, оба этих здания были построены из дерева, - из-за существующего тогда дефицита на такие строительные материалы, как сталь и бетон.

Учитывая послевоенные трудности и острую нехватку жилья в это время, Маэкава начал разрабатывать модель индивидуального стандартизованного дома из деревянных панелей заводского изготовления. Идея недорогого дома, который выпускался бы из заводских цехов, наподобие автомобиля Форда, была ему близка. И подсказана, в частности, «домом-ситроеном», разработками которого он занимался, стажируясь у Корбюзье. На основе цехов, бездействующих после войны, в Каяме, преф. Тоттори, по инициативе Маэкавы была создана компания для производства конструктивных элементов сборных домов PREMOS (Prefabricated Maekawa Ono Kaoru San’in Manufacturing). В 1946 г. были выпущены первые дома подобной конструкции. Стандартизованная жилая ячейка PREMOS имела различные модификации — например, ячейка #7, общей площадью 55 кв.м, располагала гостиной, кухней/столовой, одной спальней и туалетом. Стоимость такого дома, включая оборудование, в 1949 г. составляла примерно 1000 долларов США. Эти сборные деревянные дома использовались не только как жилье. Один из них, к примеру, нашел применение в качестве клуба для солдат в оккупированном Тоттори, другой — как кофейная на Гиндзе. Дома PREMOS изготавливались, в частности, для шахтеров Хоккайдо: для коммуны шахты Каянума было изготовлено около 200 таких сборных домиков. За пять лет работы было изготовлено в общей сложности около 1000 домов типа PREMOS. В дальнейшем дома PREMOS послужили прототипом для производств массовой индустрии, выпускающих недорогие сборные дома в Японии.

С экономическим оживлением начала 50-х годов у Маэкавы появились первые по-настоящему крупные заказы. Здание Сого-банка (Nippon Sogo Bank), возведенное в Токио в 1952 г., явилось первым примером модернистской архитектуры в Японии послевоенного периода, а его конструкции из стальных рам и готовых навесных панелей из бетона были настоящим прорывом в строительной технологии тех дней.
Другим примером послевоенной классики модернизма стал комплекс концертного зала и библиотеки в Йокогаме (Kanagawa Prefectural Library and Music Hall, Yokohama, Kanagawa), построенный в 1954 г. Пластика этого сооружения - в мощных, контрастных сочетаниях форм и в своеобразной фактуре обнаженного бетона конструкций. В этом комплексе, несмотря на весь его модернистский облик, явственно ощущается национальный дух: традиционное начало выявлено в конструктивной системе здания, которая вызывает в памяти мощные деревянные конструкции древних японских храмов. Это качество - соединение супермодернистской формы с глубинной национальной традицией - стало позже характернейшей чертой стиля творений Маэкавы.

Среди известных его работ послевоенного периода — 10-этажный жилой блок Харуми-апартментс (Harumi Flats apartment) в Токио (1956-59), японский аналог Марсельской жилой единицы Ле Корбюзье. Вызывающе авангардистский снаружи и с традиционными японскими интерьерами внутри, он возведен в Токийском заливе, на платформе искусственно намытых грунтов. Квартиры расположены вдоль открытых горизонтальных галерей, предусмотрены квартиры трех разных типов, для разного состава семей — общей площадью 32 кв.м. и 42 кв.м. Предусмотрены особые условия для естественной вентиляции и инсоляции (освещения) квартир; прямо перед зданием разбит небольшой сквер. Могучая конструкция из стали и бетона, открыто показанная на фасадах, — гарантия устойчивости постройки во время землетрясений. Харуми-апартментс это одно из первых многоэтажных жилых зданий, построенных в Токио в конце 50-х гг.

В годы японского строительного бума (50-х — 60 гг.) Маэкаве удалось осуществить немало престижных проектов. Большинство из них это общественные здания культурного назначения — музеи, библиотеки, филармонические центры. Например, здание администрации и общественный центр района Сэтагая в Токио (Setagaya Community Centre and Town Hall, 1960), здание Художественного музея преф. Окаяма (1963), здание библиотеки университета Гакусюин (Gakushuin University Library, 1964) в Токио, здание культурно-филармонического центра преф. Сайтама, г. Урава (Community Centre of the Saitama District, Urawa, 1963-66), и многие другие. Наиболее знаменитая постройка Маэкавы это, вероятно, комплекс Метрополитен Фестиваль-Холла (Tokyo Metropolitan Festival Hall), возведенный в 1961 г. в центре Токио. Это здание многофункционального назначения, в нем объединены концертные залы, залы для конференций, рестораны и пр. Монументальное сооружение, снаружи напоминающее невероятных размеров классический храм-периптер, выполнено в технике пластичного бетона и отличается своей скульптурной мощью и пространственной выразительностью. В его архитектурном облике нашли отражение как современные веяния (например, темы Ле Корбюзье), так и традиции национального японского зодчества (minka).

Немало зданий Маэкава возвел и за пределами Японии. Он принимал участие в проектировании павильона Японии для Международной выставки в Брюсселе в 1958 году, проектировал также японский павильон для Нью-Йоркской выставки 1965 года. В 1977 году по его проекту возведен Художественный музей в Кёльне — сравнительно небольшая, но элегантная по своему парковая постройка в природном окружении района Нойштадт-Зюд.

В 1975 году была вновь образована «Ассоциация Маэкава, архитекторы и инженеры» (MAYEKAWA ASSOCIATES, ARCHITECTS - ENGINEERS). Постройки Маэкава начала 80-х годов, среди прочего, включают: концертный зал и театр преф. Кумамото (Kumamoto Prefectural Concert Hall and Theater, 1982); концертный зал музыкального колледжа Кунитати (Kunitachi College of Music Concert Hall, 1983); муниципальный музей преф. Ниигата (Niigata Municipal museum, 1985), и др.

Кунио Маэкава продолжал свой плодотворный труд архитектора до конца жизни, удостоился многих престижных наград. Оказал влияние на несколько поколений архитекторов, в том числе на Кэндзо Тангэ, который был его учеником и некоторое время работал в его мастерской. Многие из сооружений Маэкава, благодаря их подчеркнуто массивным конструкциям и обнаженным бетонным поверхностям, можно без колебаний отнести к брутализму: например, блок Харуми-апартментс, здания кампуса университета Гакусёин (1960) или небоскреб Tokio Marine (1973), с его строгой и мощной решетчатой структурой. В других случаях архитектор демонстрирует более тонкий и деликатный подход, свойственный представителям органической архитектуры. Наряду с Того Мурано, Юндзо Сакакурой, Нориаки Курокавой, Кэндзо Тангэ, Маэкава — один из архитекторов, создавших национальную школу современной архитектуры, которая в 50-60-х годах явилась открытием и заставила говорить о себе весь мир.
Скончался Маэкава 27 июня 1986 года в Токио.

Основные постройки
1932 Исследовательский центр Кимура (Kimura Industrial Laboratory, Hirosaki, Aomori) 1942 дом Кунио Маэкавы (перенесен в Токио, парк Уэно) 1952 Ниппон-Сого Банк (Nippon Sogo Bank), Токио 1954 концертный зал и библиотека преф. Канагава, Йокогама (Kanagawa Prefectural Library and Music Hall, Yokohama, Kanagawa) 1955 The International House of Japan, Tokyo (совместно с Junzo Sakakura and Junzo Yoshimura) 1956 Центр образования преф. Фукусима (Fukushima Education Center, Fukushima) 1959 жилой блок Харуми-апартментс (Harumi Flats apartment), Токио 1960 здание администрации и общественный центр р-на Сэтагая, Токио (Setagaya Community Centre and Town Hall) 1960 кампус университета Гакусюин, Токио 1960 филармонический зал в Киото (Kyoto Kaikan, Kyoto) 1961 Метрополитен Фестиваль-Холл в Токио, Уэно (Tokyo Bunka Kaikan, Ueno, Tokyo) 1962-63 Художественный музей преф. Окаяма (сейчас — Hayashibara Museum of Arts, Okajama) 1964 библиотека университета Гакусюин (Gakushuin University Library), Токио 1963-66 общественный центр преф. Сайтама, Урава (Community Centre of the Saitama District, Urawa) 1971 музей Естественной истории преф. Сайтама 1973 небоскреб головного офиса Tokyo Marine Ins. Co., Токио 1975 музей Метрополитен Арт, Токио (The Tokyo Metropolitan Art Museum) 1976 художественный музей префектуры Кумамото 1979 новое крыло музея современного западного искусства в Токио (The National Mu­seum of West­ern Art, Tokio)

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Королёвские номера (Пермь)

News image

Особняк Курлиной

News image

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке

News image

Ленком

News image

Особняк Котлова

News image

Собор Преображения Господня (Новосибирск)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Живопись стиля модерн

News image

В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные ...

Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

News image

В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр....

Модерн в архитектуре:

Югендстиль. Архитектурные стили

News image

Создатели модерна, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику ...

Архитектура в стиле модерн

News image

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых т...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Стиль арт-нуво в интерьере

Французское слово L’Art Nouveau, которым обозначен новый стиль в интерьере, в переводе на русский означает «новое искусство»....

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессиони зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники...

News image

Сюрреализм

Сюрреали зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отли...

Сюрреализм:
News image

Карруж

Западный исследователь сюрреализма М. Карруж считает, что посредством автоматизма сюрреализм «вырывает ум из удобной колеи привы...

News image

Реальный мир

Реальный мир и повседневная человеческая практика бесконечно далеки от мистической сверхреальности. Именпо в них сюрреалисты вид...

News image

Фантазия

Сюрреалисты не признают намеренности установок своего творческого процесса. Они настаивают на том, что в неконтролируемых логико...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image