Жоан Миро
О модерне - Художники модернисты |
Жоан Миро (1893-1983) – испанский художник-сюрреалист.
Жоан Миро получил художественное образование в Барселонской академии художеств. В ранний период своего творчества он находился под влиянием фовистов.
В 1920 году Миро приезжает в Париж, где знакомится с зарождающимся сюрреализмом. У него складывается самобытный метафорический стиль письма, который сам художник называл методом поэтического реализма. В нем он добился органичного слияния реального и воображаемого.
В картине «Ферма»(1921-1922) в полной мере проявлен метод поэтического реализма. В центре композиции – дерево, оно окружено бытовыми предметами: постройками, инвентарем и всё это на фоне темно-синего неба и сияющей луны. Именно фон придает картине сказочно-фантастическое ощущение. Художник перенес реальные предметы в другой мир.
Жоан Миро, хотя и причислял себя к сюрреалистам, он никогда строго не следовал теории этого направления. Он всегда искал свой путь. В картинах, написанных с 1925 по 1940 годы, Миро совершенствует свой метафорический стиль. Его композиции наполнены текучими, невесомыми формами, каждая из которых имела свой реальный прототип («Карнавал арлекина», 1924-1925).
В конце 1930-х годов Миро создает серию гуашей «Созвездия», написанных под воздействием музыки Моцарта и Баха. Эти работы стали вершиной сюрреалистического творчества художника, в них он проявил себя как мастер поэтического символизма и выдающийся экспериментатор.
В живописи последнего периода в творчестве мастера преобладали крупные обобщенные формы, предельно лаконичные и энергичные («Женщина перед солнцем», 1950).
В последние годы своей жизни художник обращается к скульптуре и керамике, самая значимая работа этого периода триптих «Надежда приговоренного к смерти» (1974).
Творчество Жоана Миро получило широкое общественное влияние, а по силе и самоотверженности его работы принадлежат к высшим художественным достижениям XX века.