Главная - Модерн в ландшафтном дизайне - Модерн... как много в этом звуке

Новые заметки:




Модерн... как много в этом звуке

Модерн в искусстве - Модерн в ландшафтном дизайне

модерн... как много в этом звуке

В конце XIX – начале XX века в знак отрицания классицизма и реализма и вслед за эклектизмом, господствовавшим, в частности, в архитектуре, появляется совершенно новый стиль – модерн. Стиль синтетический, возникший не в результате логики развития общества в целом, а созданный усилиями отдельных выдающихся деятелей искусства.

В основу модерна был заложен принцип органичного совмещения формы и содержания, существующих на равных. Вторичное, впрочем, не признавалось вообще, все должно быть функционально оправданным, естественным и в то же время декоративным. Ясно отличимые приемы стиля модерн – стилизация, орнаментализм, архитектурность.

Истоки

В поисках образов и выразительных средств создатели модерна обратились к природе. Для них открылся поистине неисчерпаемый источник вдохновения. Движение, естественность, четкость линий, органичность и целостность каждого творения природы, будь то цветок, дерево или природный ландшафт, - все это нашло отражение в изысканном и чутком модерне. Немаловажную роль играет цвет, естественный цвет все той же природы, но не заимствованный впрямую, а преломленный в восприятии художника.

Ну, а рукотворные ландшафты? Прекрасные сады в сиреневых туманах, с убегающими дорожками, расцвеченные листвою, нежно-голубыми незабудками, удивительными виолами, утопающие в дыхании белых лилий и роз. Насколько реальны сады и парки в стиле модерн? Что это – сказка, быль или причудливая фантазия? Вероятно, и то, и другое, и третье.

Тут уместно вспомнить увлечение стариной и народностью: дремучие былинные леса и чащи, бескрайние цветущие луга, зеленые холмы. Окружающая растительность потихоньку проникает в искусственно созданные насаждения парков. Появляется поросль рябины, березы, в тени старых деревьев повсеместно разрастаются ландыши, купены, а на открытых полянах откровенно буйствуют луговые травы: ромашка (нивяник), колокольчики, смолка. Парк уже как бы и не парк, а часть природного ландшафта. Все это воспринимается как пусть и формальное, но единение с природой.

В то время идею естественности поддерживали строящиеся в пригородах и ставшие модными дачи для летнего отдыха и праздного времяпрепровождения. Нам это так знакомо. Дачи, как правило, располагались в лесных массивах и облагораживались незатейливыми посадками цветущих кустарников и вьющихся растений. Быстро разрастающиеся сирень, садовый жасмин (чубушник), жимолость, шиповник (особенно старые французские сорта), калина Буль-де-Неж со временем придавали посадкам статус именно сада как некоего декоративного образования. Все изменения в таком саду происходили постепенно и очень органично, здесь мирно сосуществовали ель и береза, лилия и маргаритка. Это – быль, но в ней так много романтики!

На неискушенного в ботанике зрителя старинные парки производят весьма романтическое впечатление волшебного, сказочного леса или фантастического сада, где дорожка не просто дорожка, а путь в неведомое, неизвестное, ведущее за горизонт. Цветок не просто цветок, а объект гармоничного. Даже божественного воплощения абсолютной функциональности с идеальной красотой формы. Природа наделяется более глубоким смыслом, вселенской целесообразностью и становится чуть ли не единственным источником познания красоты, смысла мирского существования и тайны мироздания. Красота, покрытая флером непознанного. Хотя чувствуется в этой философичности некая несерьезная созерцательность и откровенная игривость (то «шампанское в лилии», то «ананасы в шампанском»).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Литературный музей (Красноярск)

News image

Ленком

News image

Дом Грибушина

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Дом со слонами

News image

Эль-Каприччо

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модерн в изобразительном искусстве

News image

В течение 80-х годов в живописи господствовал критический  реализм, формировался  ранний импрессионизм Серова, Коровина и Левита...

Зарождение и развитие модернизма в искусстве Индии

News image

Обращаясь к проблеме зарождения модернизма в странах Азии в XXвеке, необходимо прежде всего считаться со следующими важнейшими о...

Модерн в архитектуре:

Каменный сад русского модерна

News image

Архитектурный декор русского модерна - образец стиля, открытый всеобщему обозрению, нарядный переплет обширного тома из библиоте...

Обитатели сада

News image

Многие растительные мотивы и их декоративные комбинации связаны с образом сада не сюжетом, а культурными ассоциациями. Однак...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Супрематизм

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С....

News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

News image

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви дение было бы однобоким и даже к...

Сюрреализм:
News image

Квазиперсональный центр

Как пишет М. Недонсель, художественное произведение выступает в качестве «квазиперсонального» центра. Оно не просто сообщает что...

News image

Сверхреальность

Первая часть этого наставления является как бы полностью скопированной с рекомендаций восточных мистиков, которые таким образом ...

News image

Фантастические образы

По мысли молодого П. Элюара, можно дойти до такой степени уничтожения различия между реальностью и воображением, что «все сравни...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image