Главная - Модерн в ландшафтном дизайне - Модерн... как много в этом звуке

Новые заметки:




Модерн... как много в этом звуке

Модерн в искусстве - Модерн в ландшафтном дизайне

модерн... как много в этом звуке

В конце XIX – начале XX века в знак отрицания классицизма и реализма и вслед за эклектизмом, господствовавшим, в частности, в архитектуре, появляется совершенно новый стиль – модерн. Стиль синтетический, возникший не в результате логики развития общества в целом, а созданный усилиями отдельных выдающихся деятелей искусства.

В основу модерна был заложен принцип органичного совмещения формы и содержания, существующих на равных. Вторичное, впрочем, не признавалось вообще, все должно быть функционально оправданным, естественным и в то же время декоративным. Ясно отличимые приемы стиля модерн – стилизация, орнаментализм, архитектурность.

Истоки

В поисках образов и выразительных средств создатели модерна обратились к природе. Для них открылся поистине неисчерпаемый источник вдохновения. Движение, естественность, четкость линий, органичность и целостность каждого творения природы, будь то цветок, дерево или природный ландшафт, - все это нашло отражение в изысканном и чутком модерне. Немаловажную роль играет цвет, естественный цвет все той же природы, но не заимствованный впрямую, а преломленный в восприятии художника.

Ну, а рукотворные ландшафты? Прекрасные сады в сиреневых туманах, с убегающими дорожками, расцвеченные листвою, нежно-голубыми незабудками, удивительными виолами, утопающие в дыхании белых лилий и роз. Насколько реальны сады и парки в стиле модерн? Что это – сказка, быль или причудливая фантазия? Вероятно, и то, и другое, и третье.

Тут уместно вспомнить увлечение стариной и народностью: дремучие былинные леса и чащи, бескрайние цветущие луга, зеленые холмы. Окружающая растительность потихоньку проникает в искусственно созданные насаждения парков. Появляется поросль рябины, березы, в тени старых деревьев повсеместно разрастаются ландыши, купены, а на открытых полянах откровенно буйствуют луговые травы: ромашка (нивяник), колокольчики, смолка. Парк уже как бы и не парк, а часть природного ландшафта. Все это воспринимается как пусть и формальное, но единение с природой.

В то время идею естественности поддерживали строящиеся в пригородах и ставшие модными дачи для летнего отдыха и праздного времяпрепровождения. Нам это так знакомо. Дачи, как правило, располагались в лесных массивах и облагораживались незатейливыми посадками цветущих кустарников и вьющихся растений. Быстро разрастающиеся сирень, садовый жасмин (чубушник), жимолость, шиповник (особенно старые французские сорта), калина Буль-де-Неж со временем придавали посадкам статус именно сада как некоего декоративного образования. Все изменения в таком саду происходили постепенно и очень органично, здесь мирно сосуществовали ель и береза, лилия и маргаритка. Это – быль, но в ней так много романтики!

На неискушенного в ботанике зрителя старинные парки производят весьма романтическое впечатление волшебного, сказочного леса или фантастического сада, где дорожка не просто дорожка, а путь в неведомое, неизвестное, ведущее за горизонт. Цветок не просто цветок, а объект гармоничного. Даже божественного воплощения абсолютной функциональности с идеальной красотой формы. Природа наделяется более глубоким смыслом, вселенской целесообразностью и становится чуть ли не единственным источником познания красоты, смысла мирского существования и тайны мироздания. Красота, покрытая флером непознанного. Хотя чувствуется в этой философичности некая несерьезная созерцательность и откровенная игривость (то «шампанское в лилии», то «ананасы в шампанском»).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом Висенс

News image

Дом компании «Зингер»

News image

Дом Бальо

News image

Астория

News image

Особняк Курлиной

News image

Дом с химерами (Харьков)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Русский Модерн: архитектура и живопись

News image

В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво соседствовали с ориентальны...

Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

News image

В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр....

Модерн в архитектуре:

Архитектура в стиле модерн

News image

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых т...

Архитектура Модерна в Англии и Шотландии

News image

В Англии существует очень немного примеров значительной архитектуры в стиле «арт нуво», несмотря на то что начиная с 80-х гг. XI...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Кубизм

Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале X...

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Неопластицизм

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. ...

Сюрреализм:
News image

Положение искусства

В то же время искусство занимает в современном капиталистическом обществе относительно самостоятельное и обособленное положение....

News image

Карруж

Западный исследователь сюрреализма М. Карруж считает, что посредством автоматизма сюрреализм «вырывает ум из удобной колеи привы...

News image

Мораль и этика

Оба момента — и моральный, и эстетический — онтологически вписаны в творческую сущность личности и свидетельствуют о ее сопричас...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image