Главная - Модерн в ландшафтном дизайне - Модерн... как много в этом звуке

Новые заметки:




Модерн... как много в этом звуке

Модерн в искусстве - Модерн в ландшафтном дизайне

модерн... как много в этом звуке

В конце XIX – начале XX века в знак отрицания классицизма и реализма и вслед за эклектизмом, господствовавшим, в частности, в архитектуре, появляется совершенно новый стиль – модерн. Стиль синтетический, возникший не в результате логики развития общества в целом, а созданный усилиями отдельных выдающихся деятелей искусства.

В основу модерна был заложен принцип органичного совмещения формы и содержания, существующих на равных. Вторичное, впрочем, не признавалось вообще, все должно быть функционально оправданным, естественным и в то же время декоративным. Ясно отличимые приемы стиля модерн – стилизация, орнаментализм, архитектурность.

Истоки

В поисках образов и выразительных средств создатели модерна обратились к природе. Для них открылся поистине неисчерпаемый источник вдохновения. Движение, естественность, четкость линий, органичность и целостность каждого творения природы, будь то цветок, дерево или природный ландшафт, - все это нашло отражение в изысканном и чутком модерне. Немаловажную роль играет цвет, естественный цвет все той же природы, но не заимствованный впрямую, а преломленный в восприятии художника.

Ну, а рукотворные ландшафты? Прекрасные сады в сиреневых туманах, с убегающими дорожками, расцвеченные листвою, нежно-голубыми незабудками, удивительными виолами, утопающие в дыхании белых лилий и роз. Насколько реальны сады и парки в стиле модерн? Что это – сказка, быль или причудливая фантазия? Вероятно, и то, и другое, и третье.

Тут уместно вспомнить увлечение стариной и народностью: дремучие былинные леса и чащи, бескрайние цветущие луга, зеленые холмы. Окружающая растительность потихоньку проникает в искусственно созданные насаждения парков. Появляется поросль рябины, березы, в тени старых деревьев повсеместно разрастаются ландыши, купены, а на открытых полянах откровенно буйствуют луговые травы: ромашка (нивяник), колокольчики, смолка. Парк уже как бы и не парк, а часть природного ландшафта. Все это воспринимается как пусть и формальное, но единение с природой.

В то время идею естественности поддерживали строящиеся в пригородах и ставшие модными дачи для летнего отдыха и праздного времяпрепровождения. Нам это так знакомо. Дачи, как правило, располагались в лесных массивах и облагораживались незатейливыми посадками цветущих кустарников и вьющихся растений. Быстро разрастающиеся сирень, садовый жасмин (чубушник), жимолость, шиповник (особенно старые французские сорта), калина Буль-де-Неж со временем придавали посадкам статус именно сада как некоего декоративного образования. Все изменения в таком саду происходили постепенно и очень органично, здесь мирно сосуществовали ель и береза, лилия и маргаритка. Это – быль, но в ней так много романтики!

На неискушенного в ботанике зрителя старинные парки производят весьма романтическое впечатление волшебного, сказочного леса или фантастического сада, где дорожка не просто дорожка, а путь в неведомое, неизвестное, ведущее за горизонт. Цветок не просто цветок, а объект гармоничного. Даже божественного воплощения абсолютной функциональности с идеальной красотой формы. Природа наделяется более глубоким смыслом, вселенской целесообразностью и становится чуть ли не единственным источником познания красоты, смысла мирского существования и тайны мироздания. Красота, покрытая флером непознанного. Хотя чувствуется в этой философичности некая несерьезная созерцательность и откровенная игривость (то «шампанское в лилии», то «ананасы в шампанском»).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Ленком

News image

Дом с химерами (Киев)

News image

Купить офис в Казани

News image

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

News image

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Живопись стиля модерн

News image

В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные ...

Модернизм в русской живописи

News image

Движение модернизма в русской живописи В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа н...

Модерн в архитектуре:

Архитектура модерна в Бельгии и Франции

News image

Ярко выраженное чувство новизны, характерное для архитекторов «арт нуво» и их заказчиков, отчасти определяло быстро менявшуюся а...

Прогулка по Одессе в стиле «модерн»

News image

На рубеже 19-20 веков стиль «модерн» занял прочные позиции в живописи, архитектуре и других дизайнерских формах Одессы. Пройд...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположни...

News image

Дадаизм

Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой ми...

News image

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея»...

Сюрреализм:
News image

Логика

Особую озабоченность вызывает у сюрреалистов обязательное наличие в творческом процессе невольного логического контроля. Сюрреал...

News image

Революция

Сюрреалистическая революция не имеет ничего общего с революцией социальной. Под революцией сюрреалисты подразумевают только бунт...

News image

Зарождение сюрреализма в литературе

Сюрреализм родился в среде послевоенной творческой интеллигенции, которая объединилась вокруг журнала Литература (1919-1924)...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image