Главная - Модерн в ландшафтном дизайне - Изящный сад-модерн

Новые заметки:



Изящный сад-модерн

Модерн в искусстве - Модерн в ландшафтном дизайне

изящный сад-модерн

Отвергнув стилевые догмы прошлого (барокко, классицизм), создатели модерна нашли источник вдохновения в живой природе. Для стиля характерны символичность, ярко выраженная индивидуальность, ритмичность и плавные линии планировки, единство конструктивного и художественного начал, многообразие форм, применение каркасных конструкций и новых строительных материалов.

Растительные мотивы в эстетике модерна знакомы всем знатокам интерьера, ценителям изящных искусств. Однако не многие знают, что в этом стиле создавались и создаются прекрасные неповторимые сады. Некогда революционный, считавшийся в начале прошлого века явлением элитарным и причудливым, модерн стал нынче классикой в ландшафтном искусстве и не теряет своей популярности. Тонкий изящный, всегда непредсказуемый, сад-модерн сегодня превратился в любимца ландшафтных дизайнеров, продолжает радовать всех ценителей прекрасных парков и садов.

Планировка. Модерн соединил европейские и восточные художественные традиции. В сравнении с восточными садами содержит меньшее количество элементов, небольшой набор растений, возможно использование аксессуаров, но количество их минимально. На первый взгляд это вариант ландшафтного стиля, но более лаконичен.

Пейзажная на первый взгляд планировка подчинена центричной композиции: по аналогии с центром мироздания – солнцем, в парке выделен дом. Он центральная точка (а это скорее признак регулярного стиля). Развитие планировки «по спирали», типичное для модерна, подчеркивается чередой открытых пространств, расходящихся от дома.

Кстати, и усадебный дом, и окружающий его пейзаж обязательно спроектированы в едином стиле. Основной планировочный прием – принцип подобия. Композиция с одним мотивом обыгрывается во множестве различных вариаций. Например, за домом разбивается пруд с кувшинками, и его же рисунок используется в витражном оформлении окон. Надо всем господствует изящная линия: она определяет границу между светом и тенью, водной поверхностью и берегом, она направляет взгляд и задает траекторию движения по парку.

В саду миниатюрного размера можно наблюдать отказ от осевых перспектив в планировке, зато более уместно использование террас. Характерно устройство подпорных стенок, а также плотных живых изгородей, позволяющих четко разграничить зоны и скрыть неэстетичные виды. Свободная планировка часто соседствует с абсолютно четкими регулярными элементами, что может найти отражение в стриженой живой изгороди, в узоре кладки мощеной дорожки. Во всех ландшафтных творениях, выполненных в стиле модерн, четкая геометрия планировки контрастирует с извилистыми линиями мягкого растительного орнамента. Все части и структуры сада функциональны и удобны. По сути, сад в стиле модерн – это участок, четко разделенный на зоны, в котором удобство и функциональность всегда преподаны в контексте изящного планировочного решения.

Элементы стиля. Сад в стиле модерн отличает повторяемость мотива. Обычно в нем есть элемент или несколько элементов, которые многократно обыгрываются в самых разнообразных вариантах. Так, например, линии растения повторяются в садовой скамье и витраже окна. Дом и сад неразрывно связаны: линии фасада повторяются в саду, а растительный орнамент используется при создании интерьеров дома. Все пространство подчинено единому образно-символическому замыслу и связано единым орнаментальным ритмом.

Архитектурность растений. Растения, древесные или травянистые, ценятся прежде всего за оригинальную архитектонику кроны и необычную окраску листвы, а не за пышное цветение. Использование фигурно стриженых деревьев роднит модерн с регулярным стилем. Но стрижка, вернувшаяся в сады еще в середине XIX веке, уже не так манерна и вычурна, как, скажем, в эпоху Людовика XIV. Модерн предписывает простые геометрические формы, поэтому деревья уже не напоминают своей причудливостью детские игрушки.

Важнейший элемент стиля — линия, четкость форм и линий. Излюбленная геометрическая фигура стиля модерн – плавная дуга. Свободная, своенравно изогнутая линия, такая же вольная, как и сам стиль. Она кажется живой, так как ассоциативно напоминает струящийся поток воды, или тропическую лиану, или извилистое тело змеи. Плавный изгиб может повторяться в элементах ковки, в форме пруда и ирисовой гряды, в очертаниях фонаря и скамейки. Изгибы дорожек, газонов, краев лужаек, берегов водоема плавные, но очень четкие, создают приятные для глаз зрительные картины. Линии и формы элементов сада и растений всегда простые, хорошо просматриваемые.

Контраст — не менее существенная особенность модерна. Контраст горизонталей и вертикалей, газона и мощения, света и тени, цветовых сочетаний. Тонкие отношения между растением и растением, а также между материалом и растением строятся на контрасте форм и текстуры.

Растения. Для сада в стиле модерн очень характерно присутствие экзотических и редких растений, а главным объектом внимания – предметом любования – является особая форма цветка, листа, необычная форма кроны или извилистый ствол дерева. Здесь довольно ограниченный ассортимент растений. Их в саду немного, но размещение тщательно продумано. Подбираются растения с плотной и четкой структурой.

Из лиственных форм предпочтительны породы с крупными и оригинальными по окраске листьями. Деревья с красивым рисунком ветвей располагаются по отдельности (солитерами) или небольшими группами. Предпочтение отдается «родным» породам: ясеню, березе, иве, липе, хотя порой сказывается и влияние итальянского Ренессанса: не менее охотно модернисты сажали туи, пирамидальные тополя и кипарисы. Кроме того, желаемый эффект помогут создать высаженные деревья с плакучей или зонтикообразной формой кроны: привитые формы ивы, рябины, вяза или березы

Типично использование приставных культур – по краям дорожек или на границах функциональных зон часто устанавливались кадки со штамбовыми растениями.

Часто обыгрывается сочетание плодовых деревьев с хвойными. Хвойные деревья подбираются либо с плотной кроной четкого контура, либо, как сосна горная или лиственница, — с интересным изгибом ветвей.

Что касается цветов, королем модерна по праву считается ирис: белый, голубой или сиреневый, с его причудливо изогнутыми лепестками сложной несимметричной формы.

Другие излюбленные элементы дизайнеров-модернистов: белая лилия, розовые и красные мальвы, флоксы, примулы, нарциссы и другие крупные и яркие цветы. Поскольку аромату растений уделялось не менее пристальное внимание, то незаменимыми в садовом искусстве модерна стали душистый табак, фиалки и чубушник.

Необходимый штрих – разбивка цветников, преимущественно миксбордеров. Именно здесь царят во всем своем великолепии цветы, ставшие символами модерна – маки, пионы, ирисы, лилии, нарциссы. Постоянно меняющиеся в своем непрерывном цветении, миксбордеры, словно змейка, извиваются между яркой зеленью газона и темно-зеленым фоном кустарников.

Из кустарников основоположники модерна выбрали рододендрон, гортензии и розы.

Лианы являются также неизменным атрибутом стиля модерн, как живые, так и в виде декоративных элементов фасада, мебели, забора, калитки, фонарей. Вполне уместны вьющиеся и ползучие растения, характерные для флореальной пластики и росписей модерна: девичий виноград, клематис, хмель, вьюнок, ипомея, душистый горошек, настурция, тыква и кабачки. В общую картину прекрасно вписываются плетистые розы, способные создавать причудливые криволинейные узоры. Возводя в саду изящные кованые арки и трельяжи, садовники тех времен отдавали пальму первенства прекрасной изящной глицинии, но придется, к сожалению, оставить ее для южных садов.

Цвета. Цветовые сочетания в садах этого стиля самые разнообразные. Главное не в преобладании того или иного тона, а в общем впечатлении изысканности и утонченности. Яркие и неожиданные комбинации цветов могут сосуществовать в разных частях одного сада, соседствуя с нежными розовато-лиловыми и белыми цветами. Типичен «союз» желтого с голубым. Для фона, фасадов используются «разбеленная» палитра, естественные природные цвета.

Малые архитектурные формы. Для малых архитектурных элементов – беседок, скамеек, ограды и фонарей, деталей декора дома – характерно использование кованого ажурного металла с типичным для модерна растительным орнаментом. Из других характерных декоративных элементов можно упомянуть перголы и тоннели, увитые растениями.

Некая принадлежность сада к этому стилю может достигаться введением силуэтов насекомых, птиц, гибких женских фигур (русалок) в детали малых форм. Для архитектуры модерна очень характерно использование витражей с растительными мотивами. Если вы хотите создать сад в этом стиле, помните, что и архитектура дома обязательно должна соответствовать этому направлению. Старайтесь не перегружать садовые композиции деталями. В правильно подобранной композиции нет ничего, что можно было бы убрать.

Водоем. Охотно используется вода: идеальная зеркальная поверхность пруда, отражающая строгие композиции, уместна также, как и легкомысленный ручеек, бегущий по камням, и фонтан, создающий торжественную атмосферу. Если площадь водоема позволяет, то островок из нимфей здесь также будет очень кстати. И на этом все. Важно не переусердствовать – модерн затейлив, но лаконичен.

Материалы. Для сада, оформленного в стиле модерн, специалисты сегодня рекомендуют большой ассортимент современных строительных материалов. Для мощения и дорожек используется природный камень, брусчатка, тротуарная плитка. Плиточное покрытие может быть однотонное, «природного» оттенка, а может быть выложено орнаментом с чередованием светлых и темных цветов. Допускаются самые разнообразные варианты мощения с замысловатым извилистым рисунком. С помощью разноуровневых площадок, выложенных из деревянного садового паркета, можно интересно обыграть перепады высот рельефа.

Сад, тяготеющий к стилю модерн, создается как сплав красоты и пользы. Тем не менее декоративность в нем неизменно преобладает, поэтому не стоит, пожалуй, устраивать на участке хозяйственный двор и полноценный огород. Да и плодовый сад здесь будет выполнять в основном декоративные функции. Этот стиль отличается простотой и одновременно изысканностью и экспрессивностью форм, для создания парка с поэтической декадентской атмосферой модерна нужен безупречный вкус профессионалов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

News image

Особняк Курлиной

News image

Дача Гаусвальд

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

News image

Дом Кроля

News image

Саграда Фамилия

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Классический модернизм. Живопись Латвии в начале ХХ века

News image

Название Латвия населенные латышами земли получили в конце XIX века, когда были разделены по трем губерниям царской России. Oдно...

Картины в стиле Модерн

News image

Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое ...

Модерн в архитектуре:

Оживающий орнамент

News image

Декоративные темы модерна в большинстве своем не оригинальны - пейзажная вставка, цветочный либо растительный орнамент, тяну...

Декорация Москвы эпохи модерна (особняк Петра Смирнова)

News image

Историческая справка: Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гварди...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

News image

Конструктивизм в архитектуре

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весн...

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

Сюрреализм:
News image

Жизнестойкость сюрреалистических идей

С тех пор, как в 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест» сюрреализма, в котором сказано о рождении нового движения, п...

News image

Речевой монолог

Приведем отрывок из автоматического «речевого монолога», созданный сюрреалистом Р. Кено: «Пушки снега бомбардируют долины постоя...

News image

Личностная жизнь

Как считает Э. Мунье, оба момента личностной жизни — экстериоризации и интерноризация — могут стать основой деперсонализации чел...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image