Главная - Мебель в стиле модерн - Мебель эпохи русского модерна

Новые заметки:




Мебель эпохи русского модерна

Модерн в искусстве - Мебель в стиле модерн

мебель эпохи русского модерна

В России было множество фабрик и мастерских, специализировавшихся на мебели в стиле модерн. Часть мебели выполнялась в «европейском стиле», повторяя французские или немецкие подлинники. Но копии часто лишены собственной индивидуальности и, так сказать, «не представляют исторической и коллекционной ценности». Другое дело мебель, выполненная в неорусском стиле. Такой мебели немного, большинство предметов выполнены в единственном экземпляре, и увидеть их можно разве что в музее или закрытых личных коллекциях.
К созданию интерьеров в стиле модерн приложили руку практически все крупные художники того времени. На выставке «Современное искусство» в 1902 году, в которой участвовали А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, К. Коровин, Е. Лансере и многие другие было представлено множество проектов интерьеров. Главной идеей инициаторов выставки было создание гармоничного интерьера, все элементы которого были бы связаны друг с другом.
Мастера неорусского стиля вдохновлялись национальной идеей, идеей народности и опирались в своем творчестве на традиции русского искусства — архитектуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества, лубка. Но не стоит путать неорусское направление в модерне с деревенским стилем, это не «русское кантри». Сюжеты и образы своих произведений художники и архитекторы искали в русском фольклоре, в сказках, былинах, песнях, но изменяли их пересматривали и стилизовали, превращая эти образы в орнаменты модерна.
Наиболее яркими мебельными центрами этого времени считаются подмосковное Абрамцево и Талашкино Смоленской губернии. Именно там зарождались идеи неорусского стиля в мебели и архитектуре. Третьим центром мебельного искусства того времени, который не всегда вспоминают, считается в Сергиев Посад. Мастерскими, существовавшими там, руководил Владимир Соколов.
Неорусскому направлению в модерне предшествовал псевдорусский стиль в архитектуре и мебели второй половины XIX века. Примером псевдорусского стиля может служить знаменитое кресло под названием «Дуга, топор и рукавицы», выполненное по эскизам Василия Петровича Шутова. Это название дали детали кресла — спинка выполнена в виде дуги, а подлокотники в виде топоров. Это, пожалуй, самое известное произведение в псевдорусском стиле. Запутаться в терминах довольно просто, тем более что переход от одного стиля к другому никогда не бывает резким и четким. Переход от псевдорусского стиля к русскому модерну происходил постепенно, и одним из этапов этого перехода было формирование Абрамцевского художественного кружка.
История художественного центра в Абрамцево начинается с покупки этого подмосковного имения в 1870 году Саввой Ивановичем Мамонтовым. Благодаря ему, как известно большому поклоннику искусств и меценату, в Абрамцево начинают собираться живописцы и архитекторы. Следуя своим творческим интересам, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно-резчицкую и керамическую. Столярную мастерскую возглавила Елена Дмитриевна Поленова, сестра знаменитого художника и сама не менее талантливая художница. Под ее руководством были созданы очень многие из тех вещей, которые сейчас символизируют для нас неорусский стиль в модерне. Над проектами мебели работала как сама Поленова, так и другие художники. Это и братья Васнецовы, и Врубель и многие другие.
Хотя сама Поленова стремилась выпускать изысканную мебель для широких масс, это у нее не очень-то получилось. Большинство ее прижизненных работ были «штучным товаром» и уже тогда приобретались известными и богатыми людьми. И хотя в мастерских пытались тиражировать некоторые предметы, они все равно отличались друг от друга, так как были выполнены вручную.
После смерти Поленовой в 1898 году абрамцевские мастерские возглавила Наталья Яковлевна Давыдова, под руководством которой мастерские просуществовали вплоть до октябрьской революции.
Мебель, сделанную в Абрамцево, отличает простота линий и изящество. Каждый предмет идеально продуман на всех этапах создания, от столярной работы до украшения всем известной абрамцевской резьбой.
Еще одним центром русского модерна стало село Талашкино Смоленской губернии. Идейным вдохновителем здесь была княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.
Тенишева сформировала свою мастерскую на примере Абрамцева. Художественным руководителем мастерской стал Малютин, талантливый художник и архитектор, и в первую очередь талантливый создатель мебели. Врубель, Рерих, братья Васнецовы, также сотрудничали с талашкинскими мастерскими. В отличие от Абрамцево, талашкинская мебель изначально создавалась в единичных экземплярах и практически не тиражировалась. Определить время создания, мастера изготовившего предмет, учитывая и то количество копий, которое было создано позднее, под силу только профессионалам. Некоторое время на предметах, изготовленных в Талашкино, ставилось свое особое клеймо в виде павлина.
Абрамцевская и талашкинская мебель довольно сильно отличаются особенностями резьбы и столярной работы. Наиболее ярким отличием абрамцевской мебели является неповторимая абрамцево-кудринская резьба. Талашкинская мебель относится к более позднему этапу модерна. Ей свойственны плавные линии, применение различных материалов (инкрустация металлом или стеклом) и техник (резьба, выжигание и т. д. ) и использование сказочных мотивов в украшении предметов. Это и сценки из русского быта и сюжеты русских народных сказок, выполненные по эскизам Васнецова или Билибина. Многие предметы украшают животные и герои русских народных сказок: Жар-птицы, совы и Бабки-Ежки, летящие в своих ступах или Избушки на курьих ножках.
Интерес мастеров к возрождению ремесел был сосредоточен на стилевых задачах искусства и более прагматичен. Об абрамцевском «стиле» как о самостоятельном явлении русского искусства можно говорить лишь условно — он постоянно развивался, обретал новые свойства и качества. Талашкинский «стиль» — это обособленная «национально-романтическая» разновидность русского модерна.
Как и сам модерн, мастерские в Абрамцево и Талашкино просуществовали недолго, Абамцево перестало существовать в 1917 году, после революции, а мастерские в Талашкино работали всего неполных 5 лет с 1903 по 1905 год. Все это, а так же уникальность созданных там предметов делает мебель этого периода одной из самых редких на антикварном рынке. Реже всего встречается мебель из Талашкино, она и на порядок дороже мебели других мастерских. Абрамцевскую мебель можно встретить чаще, но и она становятся редкостью в последние годы. Поэтому цены на буфеты или стулья сделанные в Абрамцево или Талашкино постоянно растут и украсить ими свою квартиру не каждому по карману. Но, если вы прониклись красотой и духом русского модерна, не стоит отчаиваться. Иногда встречаются шкатулки, фото-рамки и другие предметы «меньших размеров и меньших цен». Такая «изюминка» всегда будет притягивать к себе внимание в вашем доме.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

News image

Парк Гуэля

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Дом Бальо

News image

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке

News image

Особняк Кшесинской

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модернизм в изобразительном искусстве как продолжение импрессионизма

News image

Наиболее яркими его направлениями являются: кубизм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм. Они не похожи...

Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

News image

В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр....

Модерн в архитектуре:

Модерн в архитектуре дальневосточных городов

News image

Исследование показало, что в дальневосточные города модерн был привнесен из Маньчжурии, где он внедрялся архитекторами Санкт-Пет...

Органичность архитектурных форм модерна

News image

Наиболее ярко модерн выразился в архитектуре частных домов — особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий,...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

News image

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие...

News image

Абстракционизм

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого ...

Сюрреализм:
News image

Революция

Сюрреалистическая революция не имеет ничего общего с революцией социальной. Под революцией сюрреалисты подразумевают только бунт...

News image

Творческий метод

Рамки сюрреалистического творческого метода в живописи можно бесконечно расширять, разрушая форму и содержание, что и сделал, на...

News image

История

Прослеживая историю сюрреалистической живописи можно убедиться, что первые художники-сюрреалисты 0в ганически используют в своем...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image