Главная - Мебель в стиле модерн - Мебель эпохи русского модерна

Новые заметки:




Мебель эпохи русского модерна

Модерн в искусстве - Мебель в стиле модерн

мебель эпохи русского модерна

В России было множество фабрик и мастерских, специализировавшихся на мебели в стиле модерн. Часть мебели выполнялась в «европейском стиле», повторяя французские или немецкие подлинники. Но копии часто лишены собственной индивидуальности и, так сказать, «не представляют исторической и коллекционной ценности». Другое дело мебель, выполненная в неорусском стиле. Такой мебели немного, большинство предметов выполнены в единственном экземпляре, и увидеть их можно разве что в музее или закрытых личных коллекциях.
К созданию интерьеров в стиле модерн приложили руку практически все крупные художники того времени. На выставке «Современное искусство» в 1902 году, в которой участвовали А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, К. Коровин, Е. Лансере и многие другие было представлено множество проектов интерьеров. Главной идеей инициаторов выставки было создание гармоничного интерьера, все элементы которого были бы связаны друг с другом.
Мастера неорусского стиля вдохновлялись национальной идеей, идеей народности и опирались в своем творчестве на традиции русского искусства — архитектуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества, лубка. Но не стоит путать неорусское направление в модерне с деревенским стилем, это не «русское кантри». Сюжеты и образы своих произведений художники и архитекторы искали в русском фольклоре, в сказках, былинах, песнях, но изменяли их пересматривали и стилизовали, превращая эти образы в орнаменты модерна.
Наиболее яркими мебельными центрами этого времени считаются подмосковное Абрамцево и Талашкино Смоленской губернии. Именно там зарождались идеи неорусского стиля в мебели и архитектуре. Третьим центром мебельного искусства того времени, который не всегда вспоминают, считается в Сергиев Посад. Мастерскими, существовавшими там, руководил Владимир Соколов.
Неорусскому направлению в модерне предшествовал псевдорусский стиль в архитектуре и мебели второй половины XIX века. Примером псевдорусского стиля может служить знаменитое кресло под названием «Дуга, топор и рукавицы», выполненное по эскизам Василия Петровича Шутова. Это название дали детали кресла — спинка выполнена в виде дуги, а подлокотники в виде топоров. Это, пожалуй, самое известное произведение в псевдорусском стиле. Запутаться в терминах довольно просто, тем более что переход от одного стиля к другому никогда не бывает резким и четким. Переход от псевдорусского стиля к русскому модерну происходил постепенно, и одним из этапов этого перехода было формирование Абрамцевского художественного кружка.
История художественного центра в Абрамцево начинается с покупки этого подмосковного имения в 1870 году Саввой Ивановичем Мамонтовым. Благодаря ему, как известно большому поклоннику искусств и меценату, в Абрамцево начинают собираться живописцы и архитекторы. Следуя своим творческим интересам, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно-резчицкую и керамическую. Столярную мастерскую возглавила Елена Дмитриевна Поленова, сестра знаменитого художника и сама не менее талантливая художница. Под ее руководством были созданы очень многие из тех вещей, которые сейчас символизируют для нас неорусский стиль в модерне. Над проектами мебели работала как сама Поленова, так и другие художники. Это и братья Васнецовы, и Врубель и многие другие.
Хотя сама Поленова стремилась выпускать изысканную мебель для широких масс, это у нее не очень-то получилось. Большинство ее прижизненных работ были «штучным товаром» и уже тогда приобретались известными и богатыми людьми. И хотя в мастерских пытались тиражировать некоторые предметы, они все равно отличались друг от друга, так как были выполнены вручную.
После смерти Поленовой в 1898 году абрамцевские мастерские возглавила Наталья Яковлевна Давыдова, под руководством которой мастерские просуществовали вплоть до октябрьской революции.
Мебель, сделанную в Абрамцево, отличает простота линий и изящество. Каждый предмет идеально продуман на всех этапах создания, от столярной работы до украшения всем известной абрамцевской резьбой.
Еще одним центром русского модерна стало село Талашкино Смоленской губернии. Идейным вдохновителем здесь была княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.
Тенишева сформировала свою мастерскую на примере Абрамцева. Художественным руководителем мастерской стал Малютин, талантливый художник и архитектор, и в первую очередь талантливый создатель мебели. Врубель, Рерих, братья Васнецовы, также сотрудничали с талашкинскими мастерскими. В отличие от Абрамцево, талашкинская мебель изначально создавалась в единичных экземплярах и практически не тиражировалась. Определить время создания, мастера изготовившего предмет, учитывая и то количество копий, которое было создано позднее, под силу только профессионалам. Некоторое время на предметах, изготовленных в Талашкино, ставилось свое особое клеймо в виде павлина.
Абрамцевская и талашкинская мебель довольно сильно отличаются особенностями резьбы и столярной работы. Наиболее ярким отличием абрамцевской мебели является неповторимая абрамцево-кудринская резьба. Талашкинская мебель относится к более позднему этапу модерна. Ей свойственны плавные линии, применение различных материалов (инкрустация металлом или стеклом) и техник (резьба, выжигание и т. д. ) и использование сказочных мотивов в украшении предметов. Это и сценки из русского быта и сюжеты русских народных сказок, выполненные по эскизам Васнецова или Билибина. Многие предметы украшают животные и герои русских народных сказок: Жар-птицы, совы и Бабки-Ежки, летящие в своих ступах или Избушки на курьих ножках.
Интерес мастеров к возрождению ремесел был сосредоточен на стилевых задачах искусства и более прагматичен. Об абрамцевском «стиле» как о самостоятельном явлении русского искусства можно говорить лишь условно — он постоянно развивался, обретал новые свойства и качества. Талашкинский «стиль» — это обособленная «национально-романтическая» разновидность русского модерна.
Как и сам модерн, мастерские в Абрамцево и Талашкино просуществовали недолго, Абамцево перестало существовать в 1917 году, после революции, а мастерские в Талашкино работали всего неполных 5 лет с 1903 по 1905 год. Все это, а так же уникальность созданных там предметов делает мебель этого периода одной из самых редких на антикварном рынке. Реже всего встречается мебель из Талашкино, она и на порядок дороже мебели других мастерских. Абрамцевскую мебель можно встретить чаще, но и она становятся редкостью в последние годы. Поэтому цены на буфеты или стулья сделанные в Абрамцево или Талашкино постоянно растут и украсить ими свою квартиру не каждому по карману. Но, если вы прониклись красотой и духом русского модерна, не стоит отчаиваться. Иногда встречаются шкатулки, фото-рамки и другие предметы «меньших размеров и меньших цен». Такая «изюминка» всегда будет притягивать к себе внимание в вашем доме.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Ленком

News image

Дворец Гуэля

News image

Дом компании «Зингер»

News image

Собор Преображения Господня (Новосибирск)

News image

Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)

News image

Собор Святых Апостолов Петра и Павла (Саратов)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модернизм в изобразительном искусстве как продолжение импрессионизма

News image

Наиболее яркими его направлениями являются: кубизм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм. Они не похожи...

Модерн и символизм в живописи и графике Одилона Редона

News image

Описание: Одилон Редон — французский живописец и один из основателей «Общества независимых художников». Творчество Редона раздел...

Модерн в архитектуре:

Каталонский модерн Антонио Гауди

News image

Антонио Гауди-и-Корнет - самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. В 90-х гг. в Испании в Барселоне возникает напр...

Специфические особенности екатеринбургского модерна

News image

Историческая застройка центра современного Екатеринбурга в массе своей представлена зданиями и сооружениями второй половины XIX ...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположни...

News image

Неопластицизм

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. ...

News image

Дадаизм

Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой ми...

Сюрреализм:
News image

Мораль и этика

Оба момента — и моральный, и эстетический — онтологически вписаны в творческую сущность личности и свидетельствуют о ее сопричас...

News image

Контроль сознания

На сон, но мнению Фрейда, все же действуют остатки духовного, сознательного контроля. И сюрреалисты проявляют чрезвычайную актив...

News image

Фантазия

Сюрреалисты не признают намеренности установок своего творческого процесса. Они настаивают на том, что в неконтролируемых логико...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image