Василий Кандинский
О модерне - Художники модернисты |
Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944) – русский художник, основоположник абстракционизма.
С 1896 по 1914 годы Кандинский жил за границей. В 1910 году в Мюнхене представил на суд зрителей свою первую абстрактную композицию. В 1912 году написал книгу «О духовном в искусстве», где изложил основные положения нового направления – абстрактной живописи.
Кандинский утверждал, что в искусстве и творчестве все определяется индивидуальными «прозрениями и откровениями художника». Живописец, по мнению автора, творит на уровне подсознания, является посредником внешних влияний. Каждый цвет, по его мнению, имеет свою сущность. Желтый – земной цвет; синий – небесный цвет; зеленый – цвет покоя, он никуда не зовет. Белый цвет – символизирует безмолвие; черный – цвет мёртвого ничто; красный цвет – выражает беспокойство, мощь, зрелость.
Художественный стиль Кандинского постоянно меняется. В начале творческого пути его привлекали обыденные явления и предметы. Композиции этого периода выполнены небрежными штрихами и линиями, не несущими никакого содержания.
В 1915 году Кандинский возвращается в Россию, где после Октябрьской революции занимается педагогической деятельностью. Он работал в отделе Изобразительных искусств Наркомпроса, преподавал в Свободных Государственных художественных мастерских, во Вхутемасе, был президентом Российской Академии художественных наук. В этот период он написал картины: «Москва I» (1916), «Сумеречное» (1917), «Картина с остриями» (1919), где абстрактные формы очень близки к вещественной плотности.
В 1921 году Кандинский уехал из России и начал преподавать в Мюнхене в высшей школе строительства и художественного конструирования – Баухаузе. В 1928 году получил германское гражданство. В этот период сложился новый стиль Кандинского – лирический геометризм. Он компоновал геометрические фигуры на полотне по параллельным или лучеобразным осям («Композиция VIII», 1923; «Акцент розового», 1926).
После прихода к власти в Германии фашистов, Кандинский переселился во Францию, где прожил до конца жизни. В этот период творчества художник изображал мягкие, изгибающиеся формы, обведенные четкими контурами («Доминирующая кривая», 1936; «Вокруг круга», 1940). Одна из последних его работ – «Мягкий свет»(1944). Последние работы Кандинского напоминают древние письмена. Кандинский сумел в своем творчестве решительно прейти рубеж традиционного искусства, открыл связь между духовным миром человека и искусством.
Читайте: |
---|