Эль Лисицкий
О модерне - Художники модернисты |
Эль Лисицкий, настоящее имя Лазарь Маркович Лисицкий (1890 – 1941) –российский архитектор, художник-конструктор, график. Окончил архитектурный факультет высшей школы в Дармштадте (Германия). В 1915 – 1916 годах работал в Москве у архитекторов Р.Клейна и Б.Великовского.
В 1919 году приезжает в Витебск по приглашению Марка Шагала, преподавать графику и печатное дело в недавно открытой Шагалом - Народной художественной школе. Там он сближается с Казимиром Малевичем. На него произвели большое впечатление супрематические принципы в искусстве, которые казались революционными. Супрематизм – разновидность абстрактного искусства, где изображаются геометрические формы, а так же архитектоны (положенные на плоскость обычные формы).
В 1920 году в Витебске возникает группа «Уновис»(«Утвердители нового искусства»), которая ставит своей целью обновление возможностей и форм искусства на основе супрематизма. В группу вошли: Малевич, Лисицкий, Ермолаева.
К периоду работы в Витебской художественной школе относятся первые проуны Лисицкого, наиболее интересная часть творческого наследия оставленного художником. Проун – расшифровывается как «проект утверждения нового». Это название придумал сам Лисицкий. Проуны представляли собой объемно-пространственные композиции дающие новые представления о покое и движении, объеме и плоскости.
В 1921 году Лисицкий отправился в Берлин, устанавливать нарушенные Первой мировой войной контакты с деятелями искусства Запада. Он явился полномочным представителем русского искусства авангарда. Художник читал лекции в Германии и Голландии, устраивал персональные выставки в Берлине и Гановере. В 1922 году вместе с писателем Ильей Эренбургом издал международный журнал «Вещь». Журнал выходил на русском, немецком и французском языках и был посвящен решению проблем современного искусства.
Летом 1925 года Лисицкий возвращается в Москву. Первые месяцы по возвращению на Родину он создает архитектурные проекты, из которых ни один не был претворен в жизнь. Затем он почти совсем отходит от архитектурно-строительной деятельности, но реализует свой творческий потенциал в успешном оформлении больших тематических и международных выставок. Лисицкий был создателем павильонов СССР на международных выставках рубежа 1920 – 1930-х годов в Германии.
30 декабря 1941 года Лисицкий умер в Москве от туберкулеза.
В 1958 году в фонды Третьяковской галереи перешло более 300 произведений художника, сохраненные и переданные его вдовой.
Творческая индивидуальность художника сфокусировала в себе главные черты авангарда: подход к искусству как к «мироустройству», созданию жизни по его непреложным законам, основанным на достижениях науки.
Читайте: |
---|