Главная - Русские архитекторы модернисты - Зеленко, Александр Устинович

Новые заметки:




Зеленко, Александр Устинович

О модерне - Русские архитекторы модернисты

зеленко, александр устинович

Александр Устинович Зеленко (1871—1953) — российский, советский архитектор и педагог. Строил здания в стиле Северный модерн в Самаре и Москве. Сотрудничал с С. Т. Шацким в организации подростковых клубов. После 1917 — организатор музеев, просветитель.

Биография

Вырос в семье профессора Военно-медицинской академии. В 1894 году окончил Институт гражданских инженеров.

В Самаре

См. также: Особняк Курлиной.

В 1897—1900 — городской архитектор в Самаре.[1] Строит памятники в русском стиле (Губернская земская управа) и в стиле раннего модерна (дом Курлиной).

В Москве

Самарская карьера Зеленко складывается удачно, но в 1900 он переезжает в Москву, работает с Ф. О. Шехтелем над павильонами выставки в Глазго, организует вместе со своим сверстником И. А. Фоминым Женские архитектурные курсы.

В 1902—1903 строит свою первую московскую работу — «сказочный» доходный дом на Тверском бульваре, 12 (дом утратил первоначальный декор). Участвует в проектировании неоклассического Коммерческого училища (нынешняя РЭА им. Г. В. Плеханова).

Детский клуб общества Сетльмент

В 1903—1904 Зеленко путешествует по США. Там в его мировоззрении происходит перелом — Зеленко принимает решение посвятить жизнь просвещению. Вернувшись в Россию, Зеленко сблизился с кружком педагогов С. Т. Шацкого, участвовал в первом летнем лагере-коммуне для детей рабочих в Щёлкове (1905). В 1906—1907 Зеленко строит на деньги Н. А. Второва в Вадковском переулке Москвы Детский клуб общества Сетльмент — редкий для Москвы памятник северного модерна. Здание клуба, построенное как «обитаемая скульптура», лишённая внешних украшений, сравнивается критиками с работами Гауди и Хундертвассера. Она сохранилось, однако внешние кованые светильники утрачены, а первоначальную отделку «под шубу» сменила гладкая штукатурка.

Тогдашний Вадковский переулок, сегодня входящий в Центральный административный округ, был далёкой рабочей окраиной к северо-западу от складывавшегося культурного центра Миусской площади. Сетльмент совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной школы и ремесленного училища. Лицензия на образовательную деятельность была оформлена лично на «А. У. Зеленко, архитектора». Ученики Сетльмент были организованы в группы по 12 человек (мальчики и девочки раздельно); каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала собственные правила поведения, а всего в здании обучалось до двухсот детей.

Зеленко и Шацкий воздерживались от политической деятельности, однако 1 мая 1908 Сетльмент был разгромлен полицией в связи с использованием детского соуправления, в чём усмотрели пропаганду социалистических идей .

Сакраменто

Отсидев два месяца ареста, Зеленко опять бежал в США, где выстроил экспрессионистскую виллу в Сакраменто.

Вновь в Москве

Вернувшись в Москву, в 1910—1913 Зеленко выстроил в Сокольниках фантастическую дачу Пфеффер (не сохранилась) и детский сад на Большой Пироговской улице (совместно с И. П. Кондаковым, перестроен до неузнаваемости). Проектировал типовые народные дома, доходные дома и дачи. Единственная послереволюционная работа Зеленко в архитектуре — Дом сотрудников ВЦИК на Спиридоновке, 26.

После революции

После революции 1917 до самой смерти работал в системе Наркомпроса. Заслуга Зеленко — в формулировании необходимых и достаточных строительных стандартов для школ и детских садов, проработка требований к вентиляции, инсоляции, пришкольным участкам и т. п. В 1919—1931 — сотрудник музейной комиссии Наркомпроса. Разрабатывал обучающие выставки для детей в рамках т. н. «Музейной педагогики» Альфреда Лихтварка. Сотрудничал с Н. А. Ладовским в разработке концепции «линейного города».

Постройки
Женский Коммерческий институт Комитета московского общества распространения коммерческого образования с церковью в честь иконы Богоматери Взыскания погибших (1904—1905, Москва, Улица Зацепа, 41/12), совместно с Н. А. Шевяковым, С. У. Соловьёвым, А. В. Щусевым[2]

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом Бальо

News image

Дача Гаусвальд

News image

Дом Мила

News image

Кирха Святой Марии Магдалины (Приморск)

News image

Кирха в Мельниково

News image

Дом со слонами

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Движение модернизма в русской живописи

News image

В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа нового искусства

Классический модернизм. Живопись Латвии в начале ХХ века

News image

Название Латвия населенные латышами земли получили в конце XIX века, когда были разделены по трем губерниям царской России. Oдно...

Модерн в архитектуре:

Сад символов

News image

Уплотненное сплетение мотивов и стихий в декоре модерна, их ассоциативная концентрация часто создает ощущение цельного образ...

Диалог с архитектурой

News image

Разглядывая стебли, ветви, цветы и листья, расположенные на фасадах модерна, мы убеждаемся, что они обладают не только динам...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. И...

News image

Стиль арт-нуво в интерьере

Французское слово L’Art Nouveau, которым обозначен новый стиль в интерьере, в переводе на русский означает «новое искусство»....

News image

Конструктивизм в архитектуре

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весн...

Сюрреализм:
News image

Произведения сюрреалистов

Период существования сюрреалистической школы отмечен активной публицистической деятельностью: манифесты, теоретические эссе, п...

News image

Сюрреализм как новое искусство

Если задаться вопросом, что означает этот отказ нового искусства от осмысленного творческого процесса, придется ответить — нед...

News image

Мадкиз де Сад

Сюрреалистический мятеж заключен в узкие рамки психического сопротивления. В этом качестве оп приравнен сюрреалистами к другим у...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image