Главная - Русские архитекторы модернисты - Зеленко, Александр Устинович

Новые заметки:




Зеленко, Александр Устинович

О модерне - Русские архитекторы модернисты

зеленко, александр устинович

Александр Устинович Зеленко (1871—1953) — российский, советский архитектор и педагог. Строил здания в стиле Северный модерн в Самаре и Москве. Сотрудничал с С. Т. Шацким в организации подростковых клубов. После 1917 — организатор музеев, просветитель.

Биография

Вырос в семье профессора Военно-медицинской академии. В 1894 году окончил Институт гражданских инженеров.

В Самаре

См. также: Особняк Курлиной.

В 1897—1900 — городской архитектор в Самаре.[1] Строит памятники в русском стиле (Губернская земская управа) и в стиле раннего модерна (дом Курлиной).

В Москве

Самарская карьера Зеленко складывается удачно, но в 1900 он переезжает в Москву, работает с Ф. О. Шехтелем над павильонами выставки в Глазго, организует вместе со своим сверстником И. А. Фоминым Женские архитектурные курсы.

В 1902—1903 строит свою первую московскую работу — «сказочный» доходный дом на Тверском бульваре, 12 (дом утратил первоначальный декор). Участвует в проектировании неоклассического Коммерческого училища (нынешняя РЭА им. Г. В. Плеханова).

Детский клуб общества Сетльмент

В 1903—1904 Зеленко путешествует по США. Там в его мировоззрении происходит перелом — Зеленко принимает решение посвятить жизнь просвещению. Вернувшись в Россию, Зеленко сблизился с кружком педагогов С. Т. Шацкого, участвовал в первом летнем лагере-коммуне для детей рабочих в Щёлкове (1905). В 1906—1907 Зеленко строит на деньги Н. А. Второва в Вадковском переулке Москвы Детский клуб общества Сетльмент — редкий для Москвы памятник северного модерна. Здание клуба, построенное как «обитаемая скульптура», лишённая внешних украшений, сравнивается критиками с работами Гауди и Хундертвассера. Она сохранилось, однако внешние кованые светильники утрачены, а первоначальную отделку «под шубу» сменила гладкая штукатурка.

Тогдашний Вадковский переулок, сегодня входящий в Центральный административный округ, был далёкой рабочей окраиной к северо-западу от складывавшегося культурного центра Миусской площади. Сетльмент совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной школы и ремесленного училища. Лицензия на образовательную деятельность была оформлена лично на «А. У. Зеленко, архитектора». Ученики Сетльмент были организованы в группы по 12 человек (мальчики и девочки раздельно); каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала собственные правила поведения, а всего в здании обучалось до двухсот детей.

Зеленко и Шацкий воздерживались от политической деятельности, однако 1 мая 1908 Сетльмент был разгромлен полицией в связи с использованием детского соуправления, в чём усмотрели пропаганду социалистических идей .

Сакраменто

Отсидев два месяца ареста, Зеленко опять бежал в США, где выстроил экспрессионистскую виллу в Сакраменто.

Вновь в Москве

Вернувшись в Москву, в 1910—1913 Зеленко выстроил в Сокольниках фантастическую дачу Пфеффер (не сохранилась) и детский сад на Большой Пироговской улице (совместно с И. П. Кондаковым, перестроен до неузнаваемости). Проектировал типовые народные дома, доходные дома и дачи. Единственная послереволюционная работа Зеленко в архитектуре — Дом сотрудников ВЦИК на Спиридоновке, 26.

После революции

После революции 1917 до самой смерти работал в системе Наркомпроса. Заслуга Зеленко — в формулировании необходимых и достаточных строительных стандартов для школ и детских садов, проработка требований к вентиляции, инсоляции, пришкольным участкам и т. п. В 1919—1931 — сотрудник музейной комиссии Наркомпроса. Разрабатывал обучающие выставки для детей в рамках т. н. «Музейной педагогики» Альфреда Лихтварка. Сотрудничал с Н. А. Ладовским в разработке концепции «линейного города».

Постройки
Женский Коммерческий институт Комитета московского общества распространения коммерческого образования с церковью в честь иконы Богоматери Взыскания погибших (1904—1905, Москва, Улица Зацепа, 41/12), совместно с Н. А. Шевяковым, С. У. Соловьёвым, А. В. Щусевым[2]

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Кирха Святой Марии Магдалины (Приморск)

News image

Королёвские номера (Пермь)

News image

Дача Гаусвальд

News image

Собор Святых Апостолов Петра и Павла (Саратов)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модерн и символизм в живописи и графике

News image

Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фа...

Живопись стиля модерн

News image

В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные ...

Модерн в архитектуре:

Архитектура модерна в Бельгии и Франции

News image

Ярко выраженное чувство новизны, характерное для архитекторов «арт нуво» и их заказчиков, отчасти определяло быстро менявшуюся а...

Обитатели сада

News image

Многие растительные мотивы и их декоративные комбинации связаны с образом сада не сюжетом, а культурными ассоциациями. Однак...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм

Конструктиви зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и де...

News image

Сюрреализм

Сюрреали зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отли...

News image

Конструктивизм в архитектуре

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весн...

Сюрреализм:
News image

Объективный мир

Дело в том, что сюрреалисты столкнулись с упорной способностью мышления функционировать по законам, которые выработались за весь...

News image

Рациональное мышление

Рациональному мышлению в концепции сюрреализма противопоставляется «бессознательное», как оно трактуется у Фрейда (современный ч...

News image

Понимание

Сюрреалистическое понимание художественного творчества обнаруживает при этом еще один порок. Возводя в ранг «творческих» состоян...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image