Главная - Русские архитекторы модернисты - Зеленко, Александр Устинович

Новые заметки:




Зеленко, Александр Устинович

О модерне - Русские архитекторы модернисты

зеленко, александр устинович

Александр Устинович Зеленко (1871—1953) — российский, советский архитектор и педагог. Строил здания в стиле Северный модерн в Самаре и Москве. Сотрудничал с С. Т. Шацким в организации подростковых клубов. После 1917 — организатор музеев, просветитель.

Биография

Вырос в семье профессора Военно-медицинской академии. В 1894 году окончил Институт гражданских инженеров.

В Самаре

См. также: Особняк Курлиной.

В 1897—1900 — городской архитектор в Самаре.[1] Строит памятники в русском стиле (Губернская земская управа) и в стиле раннего модерна (дом Курлиной).

В Москве

Самарская карьера Зеленко складывается удачно, но в 1900 он переезжает в Москву, работает с Ф. О. Шехтелем над павильонами выставки в Глазго, организует вместе со своим сверстником И. А. Фоминым Женские архитектурные курсы.

В 1902—1903 строит свою первую московскую работу — «сказочный» доходный дом на Тверском бульваре, 12 (дом утратил первоначальный декор). Участвует в проектировании неоклассического Коммерческого училища (нынешняя РЭА им. Г. В. Плеханова).

Детский клуб общества Сетльмент

В 1903—1904 Зеленко путешествует по США. Там в его мировоззрении происходит перелом — Зеленко принимает решение посвятить жизнь просвещению. Вернувшись в Россию, Зеленко сблизился с кружком педагогов С. Т. Шацкого, участвовал в первом летнем лагере-коммуне для детей рабочих в Щёлкове (1905). В 1906—1907 Зеленко строит на деньги Н. А. Второва в Вадковском переулке Москвы Детский клуб общества Сетльмент — редкий для Москвы памятник северного модерна. Здание клуба, построенное как «обитаемая скульптура», лишённая внешних украшений, сравнивается критиками с работами Гауди и Хундертвассера. Она сохранилось, однако внешние кованые светильники утрачены, а первоначальную отделку «под шубу» сменила гладкая штукатурка.

Тогдашний Вадковский переулок, сегодня входящий в Центральный административный округ, был далёкой рабочей окраиной к северо-западу от складывавшегося культурного центра Миусской площади. Сетльмент совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной школы и ремесленного училища. Лицензия на образовательную деятельность была оформлена лично на «А. У. Зеленко, архитектора». Ученики Сетльмент были организованы в группы по 12 человек (мальчики и девочки раздельно); каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала собственные правила поведения, а всего в здании обучалось до двухсот детей.

Зеленко и Шацкий воздерживались от политической деятельности, однако 1 мая 1908 Сетльмент был разгромлен полицией в связи с использованием детского соуправления, в чём усмотрели пропаганду социалистических идей .

Сакраменто

Отсидев два месяца ареста, Зеленко опять бежал в США, где выстроил экспрессионистскую виллу в Сакраменто.

Вновь в Москве

Вернувшись в Москву, в 1910—1913 Зеленко выстроил в Сокольниках фантастическую дачу Пфеффер (не сохранилась) и детский сад на Большой Пироговской улице (совместно с И. П. Кондаковым, перестроен до неузнаваемости). Проектировал типовые народные дома, доходные дома и дачи. Единственная послереволюционная работа Зеленко в архитектуре — Дом сотрудников ВЦИК на Спиридоновке, 26.

После революции

После революции 1917 до самой смерти работал в системе Наркомпроса. Заслуга Зеленко — в формулировании необходимых и достаточных строительных стандартов для школ и детских садов, проработка требований к вентиляции, инсоляции, пришкольным участкам и т. п. В 1919—1931 — сотрудник музейной комиссии Наркомпроса. Разрабатывал обучающие выставки для детей в рамках т. н. «Музейной педагогики» Альфреда Лихтварка. Сотрудничал с Н. А. Ладовским в разработке концепции «линейного города».

Постройки
Женский Коммерческий институт Комитета московского общества распространения коммерческого образования с церковью в честь иконы Богоматери Взыскания погибших (1904—1905, Москва, Улица Зацепа, 41/12), совместно с Н. А. Шевяковым, С. У. Соловьёвым, А. В. Щусевым[2]

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Саграда Фамилия

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

News image

Королёвские номера (Пермь)

News image

Астория

News image

Собор Непорочного Сердца Божией Матери (Иркутск)

News image

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

News image

В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр....

Модерн и символизм в живописи и графике

News image

Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фа...

Модерн в архитектуре:

Рождение пространства

News image

Традиционный растительный декор можно разделить на два вида - связанный с понятием о верхе и низе, о небе и почве и «антигра...

Специфические особенности екатеринбургского модерна

News image

Историческая застройка центра современного Екатеринбурга в массе своей представлена зданиями и сооружениями второй половины XIX ...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм

Конструктиви зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и де...

News image

Лучизм

Районизм (Лучизм) — это абстрактное искусство, направление в живописи в русском искусстве 1910-х г.г., основанное на вмещении св...

News image

Конструктивизм в архитектуре

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весн...

Сюрреализм:
News image

Труд человека

Труд, согласно М. Недонселю, является первым собственно человеческим актом, «именно в труде проявляется и обнаруживается человек...

News image

История сюрреализма

Сюрреализм возникает там, где заканчивает свою короткую деятельность движение дада (1915-1922). Это период нарастающего критич...

News image

Теория сюрреализма

А.Бретон и его последователи утверждали, что сюрреализм надо понимать не как художественное течение, а как образ мышления и жи...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image